Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

Проблемы формирования негосударственного сектора социальной работы

Кузнецова Е.М.

С момента появления в нашей стране новой специальности прошло не многим более полутора десятка лет. Социальная работа является достаточно популярной как профессия и востребованной как особый вид деятельности. Наиболее часто встречаемое определение понятия «социальная работа» сводится к пониманию ее как вида деятельности, основная цель которой оказание помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем профессиональная деятельность социальных работников направлена и на реализацию прав граждан, в частности в сфере социальной защиты, в связи с чем она выступает как механизм, позволяющий перевести потенциально провозглашённые права граждан в актуально реализуемые.

В отечественной практике социальной работы основным ее субъектом являются государственные органы, учреждения, социальные службы, составляющие государственный сектор. Все они предоставляют государственные социальные услуги населению, связанные с реализацией прав граждан на социальную защиту, содействием в преодолении трудной жизненной ситуации. Это социальные услуги по предоставлению различных форм социального обслуживания (стационарное, нестационарное, на дому, срочное), реализации прав граждан на социальное обеспечение, установленные льготы, меры социальной поддержи, консультационные услуги и т. п. В процессе предоставления государственных социальных услуг населению реализуются социальные функции, выполняемые государством в отношении граждан.

Выполнение социальных функций государством основано на необходимости обеспечения минимальных стандартов жизнедеятельности общества. М. Фуко утверждает, что еще в конце XVIII века в Германии был издан пятитомник Й.П. Франка, ставший «первой крупной систематической программой общественного здоровья для современного государства. Она с избыточными подробностями указывает на то, что должно делать руководство, … чтобы обеспечить жизнь индивидов» [2, с. 362]. Книга дает представление о том, что обеспечение индивидуальных условий жизни должно становиться долгом государства.

Это обусловлено тем, что наличие социальных отношений подразумевает наличие определенного рода социальных ожиданий их участников. Но поскольку оправдать ожидания всех участников в полной мере, как правило, невозможно, поэтому задача ставится несколько иначе: обеспечить минимальный уровень соблюдения социальных стандартов (пенсии, пособия, социальное и медицинское обслуживание, др.), тем самым продемонстрировать стремление государства к сокращению социального неравенства в обществе.

При выполнении социальных функций реализуется принцип формализации льгот и привилегий, предоставляемых носителям соответствующего социального статуса (инвалид, пенсионер, ветеран труда и др.). Помимо социального обеспечения, такой подход обуславливает заинтересованность индивидов в сохранении своего социального статуса и гарантирующих его социальных отношений, что напрямую влияет на социально-экономическую ситуацию в обществе.

Востребованность социальной работы в обществе обусловила и формирование негосударственного сектора. Он представлен негосударственными учреждениями, социальными службами, общественными организациями и отдельными гражданами, предоставляющими социальные услуги населению. До 2005 года в этот сектор входили муниципальные органы, учреждения и социальные службы. Но в связи с принятием ряда федеральных законов (т. н. «о монетизации льгот», «Об общих принципах организации местного самоуправления» и др.), а также подзаконных нормативно-правовых актов муниципальная система социальной работы была ликвидирована. На сегодняшний день на уровне муниципальных образований функционируют лишь центры социальных услуг или социальной помощи молодежи и подросткам, предоставляемые преимущественно услуги по организации временной (сезонной) занятости молодежи и несовершеннолетних.

В целом, негосударственный сектор составляют формальные и неформальный общественные образования. К первым следует относить общественные объединения и организации, непосредственно предоставляющие социальные услуги и оказывающие различные виды помощи населению. Массовое появление общественных организаций, ориентированных на решение социальных проблем общества, в России в последние годы XX века и первые несколько лет XXI было обусловлено большими возможностями в получении финансовых средств от иностранных организаций, а также формированием нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность общественных организаций.

Отток финансовых средств из-за рубежа стал причиной снижения активности общественных организаций, которые на сегодняшний день зачастую существуют на немногочисленные средства, получаемые в рамках выделения государственных и муниципальных грантов и конкурсов. Проблемы финансового обеспечения общественных организаций резко ограничивают их возможности. Зачастую деятельность общественных организаций сводится к организации досуга отдельных категорий граждан, проведению культурно-массовых, спортивных мероприятий.

Функцию социальной защиты граждан в отдельных ее проявлениях реализуют и хозяйствующие субъекты (негосударственные предприятия, корпорации, бизнес структуры и т. п.) как в отношении своих сотрудников (например, дополнительные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, ведомственным ветеранам и пенсионерам и т.п.), так и в отношении лиц, не являющихся таковыми (наиболее распространенная форма – шефство над социальными учреждениями, например, детскими домами). К сожалению, стимулом к участию в решении социальных проблем общества силами этих субъектов являются рекомендации органов власти, возможность получения налоговых льгот, а не собственно желание помочь нуждающимся. Кроме того, социальная политика коммерческих предприятий во многом зависит от личности руководителя, его моральных качеств и представлений.

Вторая составляющая негосударственного сектора – неформальные общественные образования. Их наличие не означает, что данные образования не существуют в виде каких-либо формальных структур. Наоборот, в отличие от формальных образований, они не только не ограничиваются формальными рамками, но и действуют как минимум за их пределами.

В целом сущность неформальных образований не зависимо от сферы деятельности сводится к следующему – они образуются в общественной среде для решения задач, связанных с выполнением каких-либо функций или реализации своих интересов. Однако здесь тоже есть существенные различия. Неформальные общественные образования могут носить различный характер деятельности, в связи с чем могут быть выделены следующие их разновидности или группы.

Первую составляют внесоциальные формирования. Они представляют собой сообщества, образующиеся в результате межличностного общения с целью реализации индивидуальных интересов вне сферы социального (в том числе государственного) управления. К ним относятся разного рода самодостаточные общественные объединения (собрания по интересам, клубы, кружки, садоводческие товарищества и т. п.). Внесоциальные общественные образования активной роли в социальной жизни не играют, существуя как проявление спонтанной самоорганизации общества.

Вторую группу составляют антисоциальные формирования. Они представляют собой сообщества, противопоставляющие свои ценности общепринятым или установленным (преступные сообщества, тоталитарные секты, революционные организации и др.). Их деятельность представляет собой альтернативу социальному (государственному) управлению, поэтому они достаточно замкнуты и действуют вне сферы влияния последнего.

Третью группу составляют сверхсоциальные формирования, представляющие собой сообщества людей, олицетворяющие социальную организацию общества и использующие ее в своих целях (группировки социальной элиты). Они являются руководящим ядром любой социальной организации, объединяясь и взаимодействуя между собой исключительно на этой основе.

Не смотря на имеющиеся различия и особенности все неформальные образования способны и, как правило, не регулярно, в отдельных случаях, но осуществляют деятельность по поддержке людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Главное условие, на основании которого предоставляются меры социальной поддержки – принадлежность к вышеуказанным образованиям и соблюдение внутренних правил. В зависимости от типа неформального образования могут различаться и меры социальной поддержки. Для первой группы более характерны моральная поддержка, вторые и третьи способны оказывать материальную помощь (например, оказание содействия при погребении представителей своего сообщества).

Помимо вышеуказанных составляющих негосударственного сектора можно выделить ещё одну особую группу – это сами граждане, нуждающиеся в помощи и, как правило, отчаявшиеся ее получить откуда-нибудь, а также граждане или группы граждан, им сочувствующие. В их арсенале различные методы и средства, применяемые для организации предоставления помощи и преодоления трудной жизненной ситуации. Наиболее популярным и эффективным методом является привлечение общественного внимания и общественных ресурсов к решению проблемы посредством телевидения и Интернет-технологий.

Призывы оказать посильную помощь все чаще появляются в новостных выпусках и тематических программах на телевидении и радио. Интернет дает возможность организации так называемых форумов, на которых обсуждается либо конкретная проблема отдельного человека, либо проблемная ситуация в отдельно взятой сфере. И здесь активность рядовых граждан бывает очень высока. Тем более, что человек, которому оказывается помощь, всегда имеет возможность поблагодарить всех, кто не остался равнодушным к его проблеме. Однако во многом эффективность вышеуказанных методов зависит от степени отзывчивости граждан на проблемы окружающих.

Необходимость развития негосударственного сектора социальной работы, т. е. привлечение широкого круга граждан к решению социальных проблем общества, обусловлено наличием огромного потенциала общественной среды. Кроме того, это дает возможность привлечения профессионалов и специалистов к деятельности в негосударственном секторе, способствуя не только решению социальных проблем граждан, но и социальному развитию негосударственных организаций и предприятий.

В Послании к Федеральному Собранию РФ в 2004 году Президент отметил, что «необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять» [1]. Возможно, со временем негосударственный сектор займет ведущее место в деле решения проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оставив на плечах государства функции социального обеспечения и страхования.

Библиографический список

1.  Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г.

2.  Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. – М., 2002.

Опубликовано: Кузнецова Е.М. Проблемы формирования негосударственного сектора социальной работы / Гражданское общество и государство в современной России: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – С. 173-176. – ISBN 978-5-8149-0584-0

Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 807 KБ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Объявления