Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

Реформирование системы продаж в негосударственном образовательном учреждении

Reforming of a system of sales in non-state educational entity

Мансуров Р.Е.,

кандидат экономических наук,

Директор Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)

Аннотация. В данной статье рассматривается практический опыт реформирования системы продаж в негосударственном образовательном учреждении. Осмысляются существующие проблемы и даются практические пути их решения.

Ключевые слова: система продаж, эффективность образовательного учреждения.

The summary. In the given article the practical experience of reforming of a system of sales in non-state educational entity is esteemed. Осмысляются existing problems practical pathes of their solution also are given.

Keywords: a system of sales, efficiency of educational entity.

Проблема улучшения системы продаж всегда была и остается весьма актуальной. Не является в этом вопросе исключением и деятельность негосударственных (частных) образовательных учреждений, которые, по-сути, представляют некий «сплав» коммерческой организации, предоставляющей образовательные услуги и института с его существеннейшей социальной нагрузкой и жесткими законодательными требованиями. Наоборот динамика развития конкурентной среды заставляет частные образовательные учреждения искать новые пути совершенствования своей системы продаж и маркетинга. Вызвано это, прежде всего резким ужесточение конкуренции на рынке образовательных услуг. В связи с высокой рентабельностью бизнеса и главное в связи со снижением количества выпускников школ. Эта объективная тенденция связана с демографическим кризисом 90-х годов. И сейчас в битву за выпускников вступают уже и государственные вузы, которые раньше считали, что «к ним и так придут».

В данной статье автору хочется поделиться практическим опытом анализа и совершенствования существующей системы продаж в одном из частных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Далее эту организацию будем условно называть – «Институт».

Итак, рассматриваемая организация была создана в середине 90-х годов и за годы своего существования достигла существенных высот: создала широкую филиальную сеть в крупных городах своего региона, сформировала сильнейший профессорско-преподавательский состав, по ряду направлений в науке, общественной жизни, учебном процессе заняла лидерские позиции, обогнав даже государственные вузы. Однако, начиная с 2009 года на деятельности института стала сказываться та самая «демографическая яма 90-х», что выразилось в снижении количества абитуриентов. И прежде всего по дневному отделению. Понимая складывающуюся динамику, руководство Института решило провести анализ эффективности действующей системы продаж и начать поиск способов ее совершенствования.

К слову следует отметить, что в то время в самой организации не было понимания, что их Институт вообще занимается продажами образовательных услуг. Иными словами менталитет сотрудников, начиная от рядовых исполнителей, т.е. того самого персонала «передовой» и заканчивая руководителями среднего звена (заведующими кафедр, деканами и пр.) был классическим, бюрократическим для государственной сферы образования. Понимая это и понимая, что таким образом Институту в новых условиях выжить, не удастся руководство и пришло к мнению о необходимости создания системы продаж.

Однако сначала требовалось понять и более четко осознать то положение, в котором находился Институт. Для этого была сформирована рабочая группа, в которую вошли наиболее прогрессивные представители кадрового состава Института. Также был приглашен опытный консультант, имевший опыт реформирования систем продаж в различных компаниях. К слову сказать, хотя он и имел различный опыт таких работ, но конкретного опыта построения системы продаж в частном образовательном учреждении он не имел. Поэтому деятельность рабочей группы строилась по принципу «проб и ошибок».

Первое, что было решено предпринять – это провести опросы: сотрудников (прежде всего преподавателей), студентов и их родителей, выпускников Института, работодателей. Цель анкетирования студентов и их родителей заключалась в том, чтобы понять что можно изменить в настоящее время в учебных и других процессах Института с целью увеличения удовлетворенности как потребителей образовательных услуг (студентов), так и плательщиков (родителей студентов). Основная цель анкетирования выпускников, заключалась в том, чтобы понять какие компетенции необходимы (по мнению бывших студентов) для наилучшего дальнейшего трудоустройства. Цель анкетирования работодателей заключалась в том, чтобы понять какие дополнительные компетенции, по мнению работодателя необходимы для успешной работы на их предприятиях.

Не утомляя читателя подробностями об использованных стандартных методах формирования анкет, проведения анкетирования и анализа полученных результатов приведем кратко итоги. Из основного было выявлено, что в Институте много различных излишне бюрократизированных процедур, отношения менеджеров кафедр, деканатов и приемной комиссии не всегда вызывает уважение и желание продолжить сотрудничество. Это в свою очередь было обусловлено и низкой лояльностью собственного персонала к организации.

Также оказалось, что во многом Институт готовит специалистов с академическими знаниями, а не практикоориентированными. Это не устраивало не работодателей, не студентов.

Узнаваемость бренда Института была низкой. Как таковой бренд Института находился в зачаточном состоянии, и требовалось проведение мероприятий по его развитию. Также мало внимания уделялось событийному маркетингу, который для данной организации в сложившихся условиях был более чем актуальным.

Было также определено, что в Институте требуется координальный переход от ориентации на «одну сделку» (трансакционный маркетинг) к «маркетингу взаимоотношений». Актуальность этого подтверждает, то, что Институт оказывает образовательные услуги, которые по своей сути являются «доверительными услугами». Иными словами это услуги, которые содержат минимальную материальную составляющую и решение о их покупке потребитель принимает на основе косвенной информации: отзывы друзей и знакомых, частота появления информации о мероприятиях Института в СМИ, обеспеченность материальной базы, красота и доступность здания и пр.

Исходя из этого, а также других замечаний и пожеланий респондентов рабочей группой было сформулировано 5 основных направлений работы по совершенствованию системы продаж в рамках, которых уже и разрабатывались дальнейшие конкретные мероприятия:

1. Совершенствование операций

2. Совершенствование учебных планов

3. Расширение мероприятий по Event-маркетингу

4. Формирование и развитие бренда «Института»

5. Развитие маркетинга взаимоотношений.

Рассмотрим реализацию мероприятий по каждому выделенному направлению.

1.  Совершенствование операций.

Таблица 1

Разработанные и реализованные мероприятия по совершенствованию операции в Институте

№ п/п

Наименование мероприятия

Ожидаемый эффект

Бюджет, тыс.руб.

Ответ. исполн.*

Срок вып.

1

Реинжениринг бизнес-процессов, связанных с обслуживанием студентов и учебным процессом

Упростить процедуры, сделать их более прозрачными и рациональными с целью повысить качество облуживания студентов

296

Консалтинговая фирма «Профес-сионал+», Д, К, ПК

2010 год

2

Аттестация кадрового состава менеджеров кафедр, деканатов и приемной комиссии

Выявление неквалифицированного персонала и персонала неразделяющего корпоративные ценности Института, направленные на повышение качества обслуживания клиентов (студентов)

-

ОК, Д, К, ПК

2кв. 2010

3

Изменение кадрового состава менеджеров кафедр, деканатов и приемной комиссии в соответствии с результатами аттестации

Замена неквалифицированного персонала и персонала неразделяющего корпоративные ценности Института, направленные на повышение качества обслуживания клиентов (студентов)

35

ОК

3 кв. 2010

4

Обучение кадрового состава менеджеров кафедр, деканатов и приемной комиссии современным принципам работы с клиентами (студентами)

Формирование нового кадрового состава менеджеров кафедр, деканатов и приемной комиссии, желающего и способного повысить качество обслуживания клиентов (студентов)

120

Консалтинговая фирма «Профес-сионал+»,

ОК

4 кв. 2010

5

Разработка и реализация системы обратной связи о степени удовлетворенности студентов, их родителей и работодателей качеством предоставляемых образовательных услуг

Постоянный мониторинг и совершенствование степени удовлетворенности студентов, их родителей и работодателей качеством предоставляемых образовательных услуг

-

ОК, Д, К, ПК

2010

6

Разработка и реализация системы поддержания отношений с ключевыми выпускниками Института

Создание постоянной связи Института с ключевыми выпускниками

-

ОК, Д, К, ПК

2010

 

 

 

 

 

 

* ОК – отдел кадров, Д- деканы, К – кафедры, ПК-приемная комиссия

2.  Совершенствование учебных планов

Таблица 2

Разработанные и реализованные мероприятия по совершенствованию учебных планов в Институте

№ п/п

Наименование мероприятия

Ожидаемый эффект

Бюджет, тыс.руб.

Ответ. исполн.*

Срок вып.

1

Встречи с основными работодателями, куда трудоустраиваются наши выпускники

Понять основные теоретические требования к выпускникам, как на общем уровне, так и на уровне конкретных рабочих мест

-

ЦТВ, Д, К

1,2 кв 2010

2

Стажировка студентов (в период практики) на конкретных рабочих местах работодателя

Понять конкретные требования работодателя на уровне практических навыков

-

ЦТВ

2 кв. 2010

3

Совершенствование учебных программ с учетом полученной обратной связи от работодателя (введение дополнительных курсов дополнительной квалификации)

Приблизить образовательный процесс в Институте к теоретическим и практическим требованиям работодателя

-

УМО, ЦТВ, Д, К

3 кв. 2010

4

Внедрение изменений в образовательный процесс

Организовать образовательный процесс с учетом требований работодателя к теоретическим и практическим навыкам выпускников

-

УМО, ЦТВ, Д, К

4 кв. 2010

 

 

 

 

 

 

* УМО – Учебно-методический отдел, Д – деканаты, К – кафедры, ЦТВ – центр трудоустройства выпускников

3. Расширение мероприятий по Event-маркетингу

Таблица 3

Разработанные и реализованные мероприятия по Event-маркетингу в Институте

№ п/п

Наименование мероприятия

Ожидаемый эффект

Бюджет, тыс.руб.

Ответ. исполн.*

Срок вып.

1

Организация основных праздников (Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, «Последний звонок», 1 сентября, День Первокурсника и др), с привлечением учеников школ, средних учебных заведений, а также ряда ключевых работодателей

Увеличение информированности потенциальных потребителей о возможностях и деятельности Института

551

ОМ, ОВР, Д, СА

. 2010

2

Организация бесплатных тренингов для выпускников школ, средних учебных заведений, а также ряда ключевых работодателей

-

ОМ, ОВР, Д, СА

1кв 2010

3

Бесплатное психологическое тестирование, направленное на профориентацию выпускников школ и сузов

-

ОМ, ОВР, Д, СА

2кв 2010

4

Организация конференций и олимпиад

-

ОМ, ОВР, Д, СА

2кв 2010

5

Участие в общегородских увеселительных мероприятиях

 

-

ОМ, ОВР, Д, СА

2010

 

 

 

 

 

 

* ОМ – отдел маркетинга, ОВР – отдел воспитательной работы, Д – деканаты, СА – студенческий актив

4. Формирование и развитие бренда «Института»

Таблица 4

Разработанные и реализованные мероприятия по формированию и развитию бренда «Института»

№ п/п

Наименование мероприятия

Ожидаемый эффект

Бюджет, тыс.руб.

Ответ. исполн.*

Срок вып.

1

Опрос студентов, преподавателей, сотрудников, представителей сотрудничающих организаций

Выявить степень узнаваемости бренда «Института»

25

СА, ОВР, ОМ

1 кв 2010

2

Доработка эмблемы Института

 

10

РА «Радуга»

2 кв. 2010

3

Рекламная компания, направленная на повышение степени узнаваемости бренда Института

 

423

РА «Радуга»

3,4 кв. 2010

4

Опрос студентов, преподавателей, сотрудников, представителей сотрудничающих организаций

Выявить изменения в степени узнаваемости бренда «Института»

25

СА, ОВР, ОМ

к.4 кв. 2010

 

 

 

 

 

 

5. Развитие маркетинга взаимоотношений.

Таблица 5

Разработанные и реализованные мероприятия развитию маркетинга взаимоотношений в Институте

№ п/п

Наименование мероприятия

Ожидаемый эффект

Бюджет, тыс.руб.

Ответ. исполн.*

Срок вып.

1

Формирование студенческого актива

Построение равноправных отношений с потребителями

-

ОВР, Д, К

2009 г.

2

Совершенствование системы лояльности потребителей (студентов). Предоставление скидки студентам, которых рекомендовал кто-то из наших заинтересованных сторон (ЗС) - сотрудников, клиентов, поставщиков и т.д.)

За счет этого предлагается развивать долгосрочные отношения со всеми ЗС, а также поощрять повторное обучение

-

ОВР, Д, К

2010 г

3

Разработать систему ежемесячного предоставления информации о деятельности Института (его достижениях, новинках, акциях и т.д.) потребителям (студентам) и ЗС. В бумажном или электронном  виде.

За счет этого планируется увеличить количество коммуникаций с студентами и ЗС, а также организовать обратную связь. В целом это должно позволить учитывать  интересы студентов и различных ЗС.

Наш Институт станет более открытым и прозрачным, наши отношения с ЗС приобретут более эмоциональный оттенок.

Применительно к собственным сотрудникам мы сможем достичь взаимного понимания целей, ценностей и культуры.

-

 

2010 г

4

Тоже для собственного персонала и преподавателей

-

ОК

2010 г

5

Организовать телефонные и электронные опросы удовлетворенности студентов и их родителей.

-

Отдел IT, ОМ

2010 г

6

Создать «горячую линию» для студентов и их родителей

-

Д, К

2010 г

7

Организовать периодические опросы и беседы с собственным персоналом о удовлетворенности, лояльности и перспективах развития Института

-

ОК

2010 г

8

Разработать систему обслуживания студентов имеющих уникальные заказы (пожелания по гибкости учебного процесса, по дополнительным образовательным программам )

За счет реализации данного мероприятия предполагается реализовать индивидуальный подход к клиенту (кастомизация)

-

Д, К, УМО

2010 г

Данные мероприятия начали реализовываться в 2010 году, и в настоящее время не все предложения реализованы. Часть из них требует решения новых, открывшихся задач, другая часть требует времени на переосмысление персоналом новых условий работы. Тем не менее, понимание значимости создания как таковой системы продаж в образовательном учреждении и часть реализованных мероприятий позволили в условиях ужесточающейся конкуренции рассматриваемому «Институту» повысить в течении 2011 года свои продажи на 29%.

Объявления