AUP.Ru - Бизнес-портал менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Объявления

Главная > Новости > Обзоры рынков

Российский авторынок слишком молод для кризиса

24 декабря 2012

Уходящий 2012 год для российского авторынка стал одним из самых значимых за всю историю его существования. Для того чтобы это утверждать, есть две причины. Первая — в 2012 году будет побит рекорд продаж 2008 года — самого «вкусного» для всех автопроизводителей. И об этом можно говорить с уверенностью. Вторая — 2012 год стал новой точкой отсчета развития отечественного авторынка, одной из ключевых вех в его истории.

По нашим прогнозам, объем продаж новых автомобилей в 2012 году составит 2,97 млн машин — это на 6% больше, чем в 2011 году. Да, темпы роста рынка в 2012 году не такие высокие, как в 2010-м или 2011-м. Основная причина снижения темпов роста в том, что эффект «низкой базы» исчерпал себя: потребители удовлетворили отложенный спрос после кризиса, и сейчас рынок развивается поступательно. В качестве дополнительной причины снижения темпов роста можно выделить увеличение на 1—2 процентных пункта ставок по автокредитам в универсальных банках. Однако это не столь значимый фактор, поскольку спецпредложения кэптивных банков привлекают клиентов, которые не отказываются, а предпочитают кэптивные программы стандартным программам кредитования универсальных банков.

Сейчас много говорят о неблагоприятной экономической ситуации в Европе и о том, что европейские тренды скоро придут и на российский авторынок. Но драматизировать не стоит. Дело в том, что европейский авторынок коренным образом отличается от российского — прежде всего тем, что он зрелый. Да, объемы продаж автомобилей на крупнейших рынках Европы — Германии, Франции, Италии и Испании — снижаются, но это достаточно легко объяснить. Как? Первое — европейский автопарк — самый молодой в мире. Так, средний возраст автомобилей в Европе не более восьми лет, а основная масса автомобилей вообще не старше четырех лет. В то время как в США, например, средний возраст автомобилей превышает девять лет. Таким образом, европейскому автовладельцу очень легко отложить покупку нового авто, если он посчитает эту инвестицию не самой приоритетной в условиях финансовой нестабильности. Он просто еще год проездит на своей четырехлетней машине.

Второе — уровень авто­мобилизации населения в Европе несравнимо выше, чем в нашей стране. Так, например, в Германии на 1 тыс. человек приходится более 550 автомобилей. Таким образом, у большинства людей уже есть автомобили. В отличие от России.

Ситуация на российском рынке совершенно иная. Наш рынок — молодой и развивающийся. Масса людей в России вообще не имеют автомобиля — об этом говорит тот факт, что на 1 тыс. жителей страны сейчас приходится не более 300 автомобилей. Вот и потенциал роста продаж. Кроме того, из имеющихся автомобилей 50% старше десяти лет, они физически изношены, и многие из них придется поменять в ближайшее время. Таким образом, говорить о насыщении рынка и о том, что мы уже «пришли» к Европе, еще рано. Это понимаем и мы — дилеры и автопроизводители, которые инвестируют не только в открытие новых производств, но и в различные схемы финансирования покупки автомобилей.

Теперь перейдем к самому интересному — прогнозам. Побывав недавно на одной из профильных конференций, я сделала вывод: как автопроизводители, так и дилеры в 2013 году и в среднесрочной перспективе прогнозируют очень плавный рост российского авторынка. Однако некоторые участники конференции прогнозировали даже снижение продаж по сравнению с 2012 годом — до 2,8 млн автомобилей. В «Рольфе» мы смотрим на рынок более оптимистично и не видим предпосылок для снижения объемов продаж в 2013 году по сравнению с 2012 годом, как, впрочем, и оснований для быстрого роста, подобного тому, что был до кризиса.

В «Рольфе» мы видим два варианта развития ситуации: пессимистический и оптимистический.

За базу мы берем продажи в 2012 году, который, по нашим прогнозам, составят 2,97 млн автомобилей. По пессимистическому сценарию в 2013 году объем продаж составит 3,01 млн автомобилей, что всего на 1,5% выше, чем в 2012 году. Что это значит? Что рынок все равно будет хоть немного, но расти — по нескольким причинам.

Во-первых, как я уже отмечала, средний возраст 50% российских автомобилей старше десяти лет, что неизбежно приведет к тому, что люди будут менять автомобили. Во-вторых, развитие бюджетного сегмента иномарок (Renault Logan/Sandero/Duster, Hyundai Solaris, Kia Rio, VW Polo Sedan) будет способствовать обновлению автопарка. Именно на эти автомобили стоимостью от 340 тыс. руб. будут пересаживаться владельцы старых иномарок и машин отечественных брендов. В-третьих, стабильность премиального сегмента — он наиболее устойчив к экономическим колебаниям на рынке по сравнению с другими сегментами. Кроме того, активное расширение модельного ряда в премиальном сегменте за счет вывода на рынок моделей «младших» классов снижает «входную» стоимость в число владельцев автомобилей премиальных брендов и позволяет успешно конкурировать с топ-моделями массовых брендов.

По оптимистическому сценарию продажи новых автомобилей в России в 2013 году составят 3,19 млн машин, что больше по сравнению с 2012 годом на 7,4%. Кроме трех выше перечисленных факторов оптимистический сценарий учитывает стабилизацию экономической ситуации в мире, которая успокоит российских потребителей, даст им большую уверенность в процветании и умножении их доходов и, следовательно, побудит их не откладывать решение о приобретении или смене автомобиля на потом.

Автор: Татьяна Луковецкая, главный управляющий директор розничного подразделения группы компаний
Источник: РБК daily

Версия для печати


Другие новости в рубрике:
«Конкорд» стал единственным кормильцем российской армии

Предложение

Новости по дате

« Декабрь 2012 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Объявления



О сайте   Авторам   Размещение рекламы   Вопросы и предложения   Услуги и продукты
Copyright © 1999 - 2020, AUP.Ru