Новости АналитикаСобытия и анонсы Обзоры рынков Компании Промышленность Финансы и страхование Информационные технологии Новое на портале Объявления
Безопасность, связь и коммуникации
Бизнес, финансы, страхование, маркетинг и реклама Бумажное производство, тара и упаковка Деревообработка/ лес Издательство/ полиграфия Информационные технологии, компьютеры и оборудование Легкая промышленность Машиностроение Медицина/ Фармакология Металлы/ металлоизделия Наука/Исследования/Образование Недвижимость, строительство и архитектура Офис/ дом Перевозки/ логистика/ таможня Продовольствие/ пищевая промышленность Сельское хозяйство Спорт/отдых/туризм Сырье, полуфабрикаты Топливо и энергетика Транспорт Химия Экология Электротехника Готовые бизнес планы |
Главная > Новости > Обзоры рынков Малый бизнес в секторе жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы19 августа 2004 В ноябре 2003 года Центр маркетинговых решений «Инсайт-М» (http://www.insight-m.ru) по заказу НП «Московский центр развития предпринимательства» провел комплексное исследование «Малый бизнес в секторе жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы».
Целью исследования было изучение состояния и проблематики отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖК) и выявление возможности более широкого вовлечения в нее малого бизнеса. Для реализации поставленных целей и задач исследования был выбран интегрированный подход, позволяющий комплексно изучать предметную базу исследования благодаря пропорциональному сочетанию кабинетных, количественных и качественных методов на разных этапах исследования. В ходе исследования, в том числе, изучались основные характеристики отрасли, был сделан детальный анализ малого бизнеса в секторе ЖКХ, рассматривались вопросы обеспеченности заказами, конкуренции в данной области, государственной поддержки и возможности оптимизации бизнеса. Выводы, полученные в ходе исследования, неоднозначны. На основании информации, полученной в ходе исследования, можно сделать вывод о том, что рыночные преобразования пока слабо коснулись отрасли. Многие предприятия ЖКХ находятся в критическом состоянии. Фактически ЖКХ является бесхозным имуществом – отсутствует собственник, способный эффективно этим имуществом распоряжаться. Частного сектора в ЖКХ практически нет. Отсутствие рыночных отношений в ЖКХ приводит к низкой эффективности работы отрасли. С другой стороны, по словам предпринимателей малого бизнеса, для открытия предприятия в ЖКХ необходим достаточно небольшой стартовый капитал при сравнительно быстром сроке окупаемости. Однако получение реальной прибыли затрудняется текущей ситуацией с низкими тарифами на оказание платных услуг населению, в силу отсутствия конкуренции и повышения тарифов до рыночной стоимости. У большинства обследованных предприятий обороты за последний год уменьшились, либо остались прежними. Увеличение оборотов произошло в основном у компаний, занимающихся вывозом мусора и переработкой бытовых отходов и уборкой территорий, а также у компаний-универсалов, диверсифицирующих свою деятельность и занимающихся одновременно более чем восемью видами деятельности. Поэтому в настоящее время малый бизнес не сильно стремится в ЖКХ, т.к. в нынешних условиях в ЖКХ нет определенности, гарантий, и привлекательности в плане получения большой прибыли. С другой стороны, результаты исследования говорят о том, что на данный момент рынок услуг в ЖКХ пока не поделен. Многие предприятия пытаются заниматься сразу несколькими видами деятельности, не ограничиваясь узкой специализацией. В случае отсутствия людей и нужного оборудования предприниматели обращаются к другим предпринимателям из сферы ЖКХ. При этом большинство руководителей знает лично руководство компаний-конкурентов и даже находится с ними в дружеских отношениях. Большинство обследованных малых предприятий имеют до 5 компаний конкурентов своем узко локализованном сегменте. Таким образом, уровень конкуренции в ЖКХ на данный момент достаточно низкий. Также следует отметить, что по-настоящему эффективных крупных игроков на рынке в данный момент нет. В качестве основного конкурентного преимущества малые предприятия называют, прежде всего, не качество и расценки на предоставляемые услуги, а наличие связей в управляющих и контролирующих органах, что в очередной раз подтверждает низкую эффективность проводимых реформ. Сложившуюся на данный момент ситуацию в получении госзаказов можно считать кризисной. Схема получения госзаказа с помощью взятки или «отката» практически считается узаконенной нормой, об этом говорит тот факт, что участники исследования свободно обсуждали этот вопрос и при проведении фокус-группы и во время глубинных интервью. Конкурс на получение госзаказа проводится один раз в год (конец ноября – начало декабря), около половины предприятий, работающих в отрасли ЖКХ, участвуют или принимали участие раньше в этом конкурсе. Распределение ответов на вопрос: «Участвуете ли Вы в конкурсах на получение госзаказов?» (база:150): - 47,3% Да; - 52,7% Нет. Несмотря на пессимистичный настрой малых предприятий относительно конкурсов на госзаказ, чуть менее половины респондентов заявили, что принимают в них участие. На вопрос о причинах неучастия в конкурсах на госзаказ ответы распределись следующим образом (база: 77): - 45,5% Не располагают информацией о проведении тендеров; - 44,2% Считают более эффективным договариваться о получении заказов лично; - 10,3% Другое. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что существующая в секторе ЖКХ система обеспечивает всем равные права при получении госзаказов?»: - 66,6% Нет; - 13,3% Да; - 20,0% Затрудняюсь ответить. Более половины респондентов (54%) не считают существующую систему информации о госзаказах «открытой» и «прозрачной». По госзаказам работает большинство обследованных компаний. Наиболее значимым фактором, влияющим на получение госзаказа, является личное знакомство с представителями административных органов. Каналы информирования малых предприятий о конкурсах на госзаказ нуждаются в развитии. Одной из основных проблем при проведении реформы ЖКХ является возникновение социальной напряженности, связанной с повышением тарифов на услуги и недоверием населения к проводимой реформе. Таким образом, необходима постоянная работа по информированию населения о выгодах проводимых изменений, созданию ТСЖ, вовлечению граждан в процесс обсуждения проводимой реформы. Основные проблемы жилищно-коммунального комплекса (долги, недофинансирование отрасли, слабая конкурентная среда, плохой инвестиционный климат) могут быть решены посредством: 1. реформирования структуры ЖКХ 2. повышения тарифов до рыночной 3. выстраивания систем сбыта 4. формирования конкурентного рынка услуг ЖКХ 5. развития 6. укрепления материально-технической базы ЖКХ 7. покрытия долгов 8. повышения качества коммунальных услуг, предоставляемых населению 9. инвестирования отрасли (издержки ЖКХ при минимальных инвестициях могут быть сокращены на 25-30%) 10. приватизации унитарных предприятий 11. ускоренного создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) 12. создания управляющих компаний, которые будут представлять интересы заказчиков 13. работы с поставщиками топлива, энергии и т.п. 14. государственной поддержки отрасли 15. стабильных взаимоотношений инвесторов и муниципальных органов 16. стандартизации документооборота в сфере ЖКХ 17. усовершенствования системы лицензирования проведения работ в сфере ЖКХ 18. оптимизации работы системы ЖКХ – разработка стандартных договоров и т.д. 19. усовершенствования сбыта коммунальных услуг. Другие новости в рубрике: |
Предложение Новости по дате
Объявления |