Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

УДК  338.436.33
Формирование инфраструктуры инновационного  образования
Анатолий Николаевич Асаул

Инновационное образование ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем – по мере необходимости – приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное, т.к. предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях.
В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие типы процессов:
а) разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;
б) проведение исследований фундаментального и прикладного характера;
в) использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.
Инновационным университетом может стать высшее образовательное заведение отвечающее критериям [12]:
1.Наличие инновационной образовательной программы,  способствующей качественному изменению уровня образования, научных разработок и эффективности их внедрения. Ресурсы, привлекаемые к реализации такой программы, должны соответствовать масштабу заявленных ею задач. Обязательна организационная и финансовая поддержка программы внешними партнерами вуза.  Ожидаемые эффекты от реализации программы в экономической, социальной и научной сферах, должны быть обоснованными и устойчивыми.
2. Существующий инновационный потенциал университета оценивается в динамике за три последних года по следующим критериям: эффективность научной и инновационной деятельности; состояние подготовки кадров; интеллектуальный потенциал вуза; обеспеченность инновационной деятельности материальной и информационной базой.
Новый качественный уровень вуза закладывается  на этапе формирования миссии инновационного университета, которая может быть сформулирована следующим образом.
Миссия: национальное лидерство в модернизации отечественного образования с учетом мировых тенденций путем развития образовательной и научной инфраструктуры, научных исследований, информационных технологий, системы непрерывного образования, инновационной системы, совершенствования учебного процесса в структурных подразделениях и научно-образовательных центрах, развития общеуниверситетской культуры трансфера знаний и технологий, участия в работе высшей школы по формированию интегрированной системы высшего образования Европы, активного воздействия на социально-экономическое и духовное развитие региона.
Для реализации сформулированной  миссии университету необходима соответствующая постановка целевых задач, по его переходу на новый качественный уровень  (инновационный), соответствующий требованиям информационного общества.
Целевые задачи  инновационного вуза
1. Восстановление связей с мировой наукой и распространение современных знаний в академической и управленческой среде.
Способ достижения: через активное взаимодействие с другими вузами – прежде всего в регионах, через систему переподготовки преподавателей, через постановку и методическую поддержку новых учебных программ, через издание учебников, учебных пособий и монографий по профильным дисциплинам, разработку информационного портала.
2. Формирование нового поколения практиков и преподавателей и поддержание их квалификационного потенциала на уровне, способном обеспечить академическое качество программ высшего экономического образования в России, сопоставимых с программами ведущих западных университетов, а также профессиональную среду с признанными в мировом сообществе академическими свойствами.
Способ достижения: создание Центра повышения квалификации и переподготовки преподавателей по профильным дисциплинам вузов.
3. Формирование активной публичной позиции, достижение высокого рейтинга цитирования в отечественных и зарубежных научных изданиях.
Способ достижения: увеличение количества рецензируемых журналов с высоким ИМПАКТ-фактором,  организация ежегодных открытых конференций, семинаров и дискуссий, мотивация учёных к повышению продуктивности ученых (индекс Хирша, количество цитирований и т.д.).
4. Обеспечение сопоставимости  отечественных  и европейских дипломов и признание  отечественных дипломов на европейском рынке образовательных услуг.
Способ достижения: через а) обеспечение сопоставимости учебных планов, предметных программ и учебных материалов с университетами Европы, технологий обучения и оценки знаний студента; б) введение системы перезачета кредитов и соответствующих приложений к диплому; в) наличие внутренней системы контроля академического качества, программ развития студенческой и преподавательской мобильности; г) уровень и объемы научных исследований и разработок; д) наличие ясно сформулированных миссий и соответствия им деятельности вузов;  е) прозрачность системы и процедур принятия решений и движения финансовых потоков.
5. Формирование научных школ университета из числа профессорско-преподавательского состава, ученых из научных подразделений университета, соискателей, аспирантов и докторантов с привлечением наиболее талантливых студентов.  Именно в такой научной структуре формируется  «критическая масса единомышленников», создающая благоприятную коллегиальную среду, которая сама по себе служит мотивацией учёных и  порождающая синергию между исследователями. В научной школе воспитываются лидеры, создающие новые знания [1]. Не секрет, что наиболее острой является проблема подготовки будущих научных кадров [2, 3, 4, 6, 10]. Задача научной школы не только выявить наиболее способных студентов и аспирантов, но  и обеспечить их вход в научную жизнь. Не менее важной задачей является и развитие инновационной деятельности осуществляемой  в двух направлениях: наука → инновации → производство и наука → инновации → образование.
Способ достижения: через формирование в университете единого учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК). На УНИК помимо управленческих будут возложены функции, заключающиеся в проведении инвестиционной политики и поиске контрагентов для продвижения инновационного процесса до производственной стадии. Важной составляющей УНИК являются сформировавшиеся в университете научные школы [5, 7, 11], которые выполняют три взаимосвязанные функции: а) образовательную, обеспечивающую преобразование и передачу знаний в образовательные инновации; б) научную, способную создать новое  знание и подготовить научные кадры; в) научно-техническую и технологическую, обеспечивающие преобразование и передачу знаний в производственные процессы создания инноваций.
6. Организация единого образовательного, научного и инновационного пространства, включающего в себя образовательную, научно-исследовательскую и производственно-внедренческую компоненты.
Способ достижения: через реализацию нижеперечисленных  видов инноваций,каждый из которых детерминируется присущими ему факторами и выдвигает свои требования по изменению устоявшихся традиционных подходов:
Образовательные инновации, определяющими факторами которых являются образовательные программы, технологии обучения, квалификация профессорско-преподавательского состава и которые требуют решения проблем, связанных с необходимостью: а) совмещения инновационных и нормативных планов; б) переподготовки и повышения квалификации преподавателей в области инновационной деятельности; в) разработки новых учебных и методических материалов, отражающих современные достижения в изучаемых областях знаний и новые технологии обучения; г) совмещения носителей различных педагогических взглядов на методы обучения и воспитания обучающихся; д) изменения схемы управления образовательным процессом в той степени, при которой полно реализуются потенциальные возможности педагогических и научных коллективов университета в инновационном процессе.
Для реализации инновационной образовательной программы целесообразными являются следующие мероприятия: а) углубление подготовки по циклу естественнонаучных дисциплин за счет модернизации учебного лабораторного оборудования, широкого использования информационных технологий и оптимальной организации самостоятельной работы студентов;  б) стимулирование профессионального роста профессорско-преподавательского состава за счет формирования системы грантов на создание учебников, программных продуктов, методических материалов; в) расширение объемов стажировок преподавателей за пределами своего региона, в том числе за рубежом; г) внедрение сертифицированной системы контроля качества образования; д) углубленная подготовка преподавателей в области информационных технологий, в частности умение пользоваться сетевыми информационными ресурсами, подготовка электронных учебников, мультимедийных лекций, тестовых материалов; е) освоение студентами технологических процессов в филиалах кафедр и технопарках;  ж) направление студентов на практику на будущее место работы и коррекция их образовательного профиля с учетом будущего места работы; з) расширение числа дисциплин по выбору и факультативных специальных дисциплин, что позволит выпускникам лучше подготовиться к конкретным условиям будущей работы;  и) создание системы дистанционного обучения для студентов заочного обучения и слушателей курсов повышения квалификации. [9]
Научно-технические инновации, определяющими факторами которых являются научно-технический потенциал вуза, финансовое обеспечение, информационная поддержка, научно-техническая инфраструктура, которые определяют требования по:  а) формированию современной экспериментально-лабораторной базы;  б) созданию портфеля заказов на выполнение прикладных исследований в рамках НИОКР, заказчиками которых выступают научные  организации любых форм собственности; в) поиску альтернативных источников финансирования, общий объем которых должен обеспечить эффективную реализацию инновационных процессов; г) определению условий включения в исследовательскую деятельность на всех уровнях студентов и аспирантов, в том числе на этапах выполнения НИОКР и отработки опытных образцов.
Научно-техническая составляющая инновационной программы предусматривает комплекс взаимосвязанных мероприятий: а) существенное укрепление экспериментальной базы научных исследований, что позволит  поднять уровень фундаментальных исследований и реализовать число заказчиков прикладных НИОКР; б) организация научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов; в) информационное обеспечение, включающее создание единой локальной сети университета, обеспечение высокоскоростного доступа к Интернету, подключение к электронным библиотекам, базам данных и информационным ресурсам других учреждений, а также обеспечение научной литературой и научной периодикой, в том числе иностранной;  г) создание научно-консультационной службы для оперативного контроля за внедряемыми технологиями и консультаций пользователям разработок вуза.
Социально-управленческие инновации, определяющими факторами которых являются система управления инновационной деятельностью, система правоотношений субъектов инновационной деятельности, система мотиваций и кадровый состав.
7. Формирование новой генерации специалистов с развитым инновационным мышлением.
Способ достижения: через объединение учебного, научного, инновационного и консультационного процессов и трансфером передовых образовательных технологий на основе мониторинга рынка инновационной продукции и услуг, интеграции с коммерческими организациями и учреждениями образования и науки.[8] Формирование такой миссии, целей и способов их достижения  является начальным этапом формирования инфраструктуры высшего профессионального образования в информационном обществе.
Результатом инновационной деятельности вуза являются объекты интеллектуальной собственности, которые, будучи внедренными в реальном секторе экономики, составят научно-технические инновации, а будучи реализованными в учебном процессе, – образовательные инновации.Основные продукты по окончании реализации образовательной инновационной программы:
– система подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для реального сектора экономики страны;
– программа мониторинга качества специалиста;
– учебники и учебно-методические пособия Учебно-методического объединения  и Министерства образования и науки;
– электронные учебники по основным специальным дисциплинам;
– мультимедийные лекционные курсы по циклам технологических дисциплин;
– электронные и практические лабораторные практикумы с использованием современных приборов и методов исследования;
– программные продукты по естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
– учебно-научно-методические комплексы по организации студенческих малых организаций, молодежных творческих коллективов по разработке высоких технологий;
– патенты  на изобретения, научные монографии и статьи;
– информационно-консультационные центры по основным направлениям развития экономики;
– инновационные проекты высоких и ресурсосберегающих технологий производства;
– инновационные проекты высоких технологий;
– инвестиционные проекты.
В соответствии с перечисленными целевыми задачами  вуза  разрабатывается портфель инновационных стратегий, реализация которых  способствует формированию инфраструктуры инновационного образования.


Таблица
Формирование портфеля инновационных стратегий вуза


Цель инновационного вуза

Инновационные задачи

Уровень детерминант инновационного развития

Структура портфеля инновационных стратегий

1

2

3

4

1. Восстановление связей с мировой наукой и распространение современных знанийв академической и управленческой среде

  • Коренное обновление и увеличение материально-технической базы обеспечения учебного процесса;
  • разработка новых видов образовательных процессов;
  • внедрение стратегических образовательных инноваций;

Высокий уровень

  • Доля преподавателей, занимающихся научной деятельностью выше среднего уровня;
  • наличие опытно-экспериментальной базы;
  • имеется задел собственных НИОКР;
  • основная масса продукции, разрабатываемая в рамках НИР, может быть внедрена в существующие производства и пользоваться спросом;
  • отсутствие угрозы технологического и функционального замещения.

Стратегии:
1. Опережающей наукоемкости – стремление иметь объем научно-исследовательских разработок выше среднего уровня среди вузов; активное взаимодействие с другими вузами и организациями – через постановку, методическую и информационную поддержку новых учебных программ и т.д.
2. Исследовательского лидерства – достижение долговременного нахождения вуза на передовых позициях в области НИОКР; издание новых учебников, учебных пособий и монографий по профильным дисциплинам, разработка информационного портала.
3. Радикального опережения – реализация двух первых стратегий.

 

 

Низкий уровень

  • Отсутствие кадрового научного потенциала;
  • опытно-эксперименталь-ного производства;
  • низкая доля на рынке образовательных услуг; отсутствие угрозы технологического и функционального замещения.

Стратегии
1. Продуктовой и процессной имитации – заимствование образовательных технологий со стороны, активное взаимодействие с другими вузами – через систему переподготовки преподавателей и т.д.
2. Лицензионная – научная деятельность основывается на приобретении исследовательских лицензий, незавершенных разработок, приобретение новых учебных программ.
3. Вертикального заимствования – малые вузы, которые войдут в инновационные университеты, смогут заимствовать и принимать технологии у вузов-лидеров данных университетов.

2. Формирование нового поколения практиков и преподавателей и поддержание их квалификационного потенциала на уровне, способном обеспе чить академическое качество программ высшего экономического образования в России, сопоставимых с программами ведущих западных университетов, а также  профессиональную среду с признанными в мировом сообществе академическими свойствами.

  • Повышение квалификации сотрудников вуза;
  • повышение мотивации труда сотрудников вуза;
  • внедрение новых инновационных образовательных программ

Высокий уровень

Стратегии

  • Исследовательского лидерства – реализация образовательных инноваций через:
    • стимулирование профессионального роста профессорско-преподавательского состава за счет формирования системы грантов на создание учебников, программных продуктов, методических материалов;
    • расширение объемов стажировок преподавателей за пределами своего региона, в том числе и за рубежом;

внедрение сертифицированной системы контроля качества образования;

    • углубленная подготовка преподавателей в области информационных технологий, в частности, умении пользоваться  сетевыми информационными ресурсами, подготовки электронных учебников, мультимедийных лекций, тестовых материалов.

2. Стадийного преодоления – переход к высшим стадиям технологического развития минуя низшие путем реализации научно-технических инноваций – информационного обеспечения, включающего создание единой локальной сети университета, обеспечение высокоскоростного доступа к Интернету, подключение к электронным библиотекам, базам данных и информационным ресурсам других учреждений, а также обеспечение научной литературой и научной периодикой, в том числе и иностранной.

 

 

Низкий уровень

Стратегии

  • Продуктовой и процессной имитации – создание Центра повышения квалификации и переподготовки преподавателей по профильным дисциплинам российских вузов.
  • Следования за рынком 
    • наличие внутренней системы контроля академического качества, программ развития студенческой и преподавательской мобильности;
    • наличие ясно сформулированной миссии и соответствия ей деятельности вуза.

3. Формирование активной публичной позиции, достижение высокого рейтинга цитирования в  отечественных научных изданиях

  • Поддержание высокого уровня образовательного процесса;

внедрение стратегических инноваций

Высокий уровень

Стратегии

  •  Исследовательского лидерства – организация новых форм обмена научными знаниями – регулярное проведение открытых и Интернет конференций, семинаров, дискуссий; выпуск научных журналов.
  • Радикального опережения – стремление выйти первыми на рынок образовательных услуг с новыми видами образовательных технологий, развитие дистанционного образования.

 

 

Низкий уровень

Стратегии

  • Следования за рынком – расширение объемов стажировок преподавателей за пределами своего региона, в том числе и за рубежом.

2.Поддержки продуктового ряда – улучшение традиционного образования путем включения в исследовательскую деятельность на всех уровнях студентов и аспирантов, в том числе на этапах выполнения НИОКР и отработки опытных образцов.

4. Обеспечение
сопоставимости российских и европейских дипломов и признание отечественных дипломов на европейском рынке образовательных услуг

  • Повышение квалификации сотрудников вуза;
  • внедрение новых инновационных образовательных программ;
  • поддержание высокого уровня образовательного процесса

Высокий  уровень

Стратегии

  • Следования за рынком – обеспечение сопоставимости учебных планов, предметных программ и учебных материалов с университетами Европы, технологий обучения и оценки знаний студента.
  • Следования жизненному циклу – наличие внутренней системы контроля академического качества, программ развития студенческой и преподавательской мобильности

 

 

Низкий уровень

Стратегии
1. Сохранения технологических позиций – введение системы перезачета кредитов и соответствующих приложений к диплому; контроль уровня и объемов научных исследований и разработок.
2. Продуктовой и процессной имитации – наличие ясно сформулированных миссий и соответствия им деятельности вузов; прозрачность системы и процедур принятия решений и движения финансовых потоков.

5. Формирование научных школ вуза из числа профессорско-преподаватель-ского состава, ученых из научных подразделений университета, соискателей, аспирантов и докторантов с привлечением наиболее талантливых студентов обеспечит развитие инновационной деятельности в двух направлениях: наука → инновации → производство; и наука → инновации → образование

  • Разработка дифференцированных продуктов и процессов;
  • научно-техническое обеспечение процессов вывода товаров на рынок

 

Высокий уровень

Стратегии
1. Стадийного преодоления – через формирование в вузе единого учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК), на который помимо управленческих будут возложены функции, заключающиеся в проведении инвестиционной политики и поиске контрагентов для продвижения инновационного процесса до производственной стадии.
2. Исследовательского лидерства – через выполнение УНИК образовательной функции – обеспечивающей преобразование и передачу знаний в образовательные инновации.
3. Опережающей наукоемкости – через выполнение УНИК научно-технической и технологической функций, обеспечивающих преобразование и передачу знаний в производственные процессы создания инноваций.
4. Радикального опережения – реализация последних двух вышеназванных стратегий.

 

 

Низкий уровень

Стратегии
1. Лицензионная – научная деятельность основывается на приобретении исследовательских лицензий, незавершенных разработок, приобретение новых учебных программ.
2. Технологической связанности – разработка технологически связанных инноваций
3. Следования за рынком – выпуск наиболее востребованных на рынке труда специалистов.

6.Организация единого образовательного, научного и инновационного пространства, включающего в себя образовательную, научно- исследовательскую и производственно-внедренческую компоненты.

  • Внедрение новых инновационных образовательных программ;
  • научно-техническое обеспечение процессов вывода товаров на рынок;

реализация образовательных, научно-технических инноваций

Высокий уровень

Стратегии

  • Опережающей наукоемкости – путем
    • совмещения инновационных и нормативных планов;

переподготовки и повышения квалификации преподавателей в области инновационной деятельности;
разработки новых учебных и методических материалов, отражающих современные достижения в изучаемых областях знаний и новые технологии обучения;

  • совмещения различных педагогических взглядов на методы обучения и воспитания обучающихся;
  • изменения схемы управления образовательным процессом в той степени, при которой полно реализуются потенциальные возможности педагогических и научных коллективов университета в инновационном процессе.
  • Исследовательского лидерства – через
  • формирование современной экспериментально-лабораторной базы; создание портфеля заказов на выполнение прикладных исследований в рамках НИОКР.

 

 

Низкий уровень

Стратегии

      • Поддержки продуктового ряда –  через
  • углубление подготовки по циклу естественнонаучных дисциплин за счет модернизации учебного лабораторного оборудования, широкого использования информационных технологий и оптимальной организации самостоятельной работы студентов;
  • стимулирование профессионального роста профессорско-преподавательского состава за счет формирования системы грантов на создание учебников, программных продуктов, методических материалов;
  • расширение объемов стажировок преподавателей за пределами своего региона, в том числе и за рубежом;
  • внедрение сертифицированной системы контроля качества образования;
  • углубленная подготовка преподавателей в области информационных технологий, в частности, умении пользоваться  сетевыми информационными ресурсами, подготовки электронных учебников, мультимедийных лекций, тестовых материалов;
  • освоение студентами технологических процессов в филиалах кафедр, на производстве и технопарках;
  • направление студентов на практики на будущее место работы, и коррекция их образовательного профиля с учетом будущего места работы;
  • расширение числа дисциплин по выбору и факультативных специальных дисциплин, что позволит выпускникам лучше подготовиться к конкретным условиям будущей работы;
  • создание системы дистанционного обучения для студентов заочного обучения и слушателей курсов повышения квалификации.

2.Следования жизненному циклу – через существенное укрепление экспериментальной базы научных исследований, что позволит как поднять уровень фундаментальных исследований, так и реализовать число заказчиков прикладных НИОКР;

  • организация научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов;
  • информационное обеспечение, включающее создание единой локальной сети университета, обеспечение высокоскоростного доступа к Интернету, подключение к электронным библиотекам, базам данных и информационным ресурсам других учреждений, а также обеспечение научной литературой и научной периодикой, в том числе и иностранной;

создание научно-консультационной службы для оперативного контроля за внедряемыми технологиями и консультаций пользователям разработок вуза.

7. Формирование новой генерации специалистов с развитым инновационным мышлением.

Реализация  социально-управленческих инноваций, определяющими факторами которых являются система управления инновационной деятельностью, система правоотношений субъектов инновационной деятельности, система мотиваций и кадровый состав.

Высокий уровень

Стратегии
1. Опережающей наукоемкости – через формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений и ответственности за свои действия; реализацию главного принципа инновационного образования, в соответствии с которым специалист обязан наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения и уметь преодолевать конфликты и противоречия.
2. Стратегия поддержки продуктового ряда – через повышение качества педагогических методов, которые могут быть сформированы на основе результатов вузовской науки, являющейся ядром саморазвития образовательной системы. Профессорско-преподавательский коллектив высших учебных заведений становится в таких условиях генератором знаний, иначе он не сможет производить новые поколения носителей обновляющегося знания.

 

 

Низкий уровень

Стратегии

        • Следования жизненному циклу – путем повышения качества образовательных программ через  образовательных программ через
        • подготовку руководства университета в области инновационных и информационных технологий,
        • реорганизацию инновационной структуры вуза, направленной на улучшение управления интеллектуальной собственностью,
        • создание отдельного подразделения для координации инновационных процессов в университете.

2.Вертикального заимствования – через объединение учебного, научного, инновационного и консультационного процессов и трансфер передовых образовательных технологий на основе мониторинга рынка инновационной продукции и услуг, интеграции с организациями реальной экономики и учреждениями образования и науки.

 


Формирование инфраструктуры инновационного образования предусматривает:

  • разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах;
  • развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе государственных научных центров страны, высших учебных заведений, институтов  национальной академии наук и отраслевых институтов;
  • реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности;
  • создание системы внебюджетных фондов органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

При этом элементы инновационной структуры могут создаваться и как специальные подразделения университета, и в форме самостоятельного юридического лица.

 

Список литературы
1.Асаул А.Н.  Научная школа – структура где формируется критическая масса единомышленников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2011. -№9. –С.72-74
2. Асаул А.Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России. -2010. -№1(23). –С.4-8
3. Асаул А.Н. Повышение роли государства в развитии национальных систем высшего образования // Экономическое возрождение России. -2006. -№4(10). –С.3-10
4. Асаул А.Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики // Экономическое возрождение России. -2009. -№ 4(22). –С.3-6
5. Беляев М.К. Преемственность научного знания // Экономическое возрождение России. -2008. -№ 4(18). –С. 82-87
6. Гринберг Р. С.Гуманитарные и экономические аспекты взаимодействия стран СНГ - миграция, образование, права человека // Экономическое возрождение России. -2006. -№3(9). –С.7-16.
7. Капаров Б.М. Актуальность сотрудничества журнала «Экономическое возрождение России» и научной строительной школы // Экономическое возрождение России. -2008. -№ 4(18). –С.3-11
8. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул [и др.].:-СПб.: АНО ИПЭВ, -2008. -606с.
9. Пастухов А. Л.Теоретические аспекты управления знаниями в университетском комплексе // Экономическое возрождение России. -2010. -№ 3(25). –С.62-71
10. Петров А. А., Аристова М. В.Наука и образование как элементы стратегии экономического роста России//Экономическое возрождение России. -2010. -№1(23). –С.45-50
11. Платонов А.М. Деятельность научной школы «методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы // Экономическое возрождение России. -2008. -№ 4(18). –С. 73-80.
12. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики /А.Н, Асаул, Б.М. Капаров. –СПб.: Гуманистика. -2007. -280с.

 

Объявления