Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

Изменение социальной сферы в контексте бюджетной реформы

Е.М. Кузнецова, канд. филос. наук., доцент кафедры «Социология, социальная работа и политология» Омского государственного технического университета, Омск

С момента образования современного Российского государства все сферы функционирования общества могут характеризоваться через категорию реформирования. Реформы в одних сферах затрагивают практически все сферы общественной жизни и общество в целом (например, в экономической). В других сферах реформационные изменения происходят относительно изолированно, оказывая минимальное влияние на смежные сферы (например, реформы в социальной сфере) и, как правило, являются следствием или продолжением реформ, начатых в других сферах.

Одной из глобальных реформ в масштабах нашей страны является бюджетная реформа, начавшаяся ещё в 1998 году с принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившим в силу с 2000 г. В целом, в структуре бюджетной реформы можно выделить три ключевых направления: реформирование межбюджетных отношений, бюджетного процесса и системы учреждений, финансируемых из бюджета. Последнее направление представляет наибольший интерес, так как затрагивает социальную сферу.

Очевидно, что изменениям в рамках проводимых реформ предшествует принятие нормативно-правовых актов, непосредственно эти изменения санкционирующих. За время проводимой реформы был принят значительный объём нормативно-правовых актов, что само по себе является частью реформы. Спектр изменений в рамках проводимой реформы достаточно широк. Представляется целесообразным остановиться на тех из них, которые непосредственно и существенно изменяют социальную сферу и, в частности, систему социальной защиты населения, систему социальной работы.

Одним из первых масштабных документов стал принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, получивший неофициальное название «о монетизации льгот». Основной целью принятия этого закона было перераспределение и перезакрепление полномочий за разными уровнями управления (федеральным, региональным, муниципальным). В системе социальной защиты в результате произошла переориентация с предоставления всем гражданам какой-либо категории одинаковых льгот в натуральной форме на учет индивидуальных потребностей каждого путем ежемесячной выплаты ему денежного эквивалента тех мер социальной поддержки, которыми он пользовался ранее. Эти изменения позволили разгрузить бюджет от невостребованных населением финансовых обязательств.

Другим значительным изменением стала реформа системы учреждений социального обслуживания населения. Предприятия и учреждения социального обслуживания из ведения и собственности федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления были переданы в ведение и собственность органов государственной власти субъектов РФ, что, по сути, упразднило муниципальную систему социальных служб и существенно изменило государственную систему социальных служб, закрепив полномочия по организации предоставления социальных услуг населению за субъектами Российской Федерации.

Следующим документом, обусловившим изменения в социальной сфере, стал принятый в 2006 году Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», которым было введено понятие государственного (муниципального) задания. По сути, это новый инструмент оказания государственных (муниципальных) услуг. Изначально он применялся в отношении автономных учреждений, а затем и во всей сети учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней.

Исходя из положений статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, определяющий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). По сути, государственное (муниципальное) задание становится не только инструментом и документом, но и типом отношений между государством / муниципальным образованием и учреждениями (организациями), получающими заказ на предоставление государственных (муниципальных) услуг.

Принятие в мае 2010 г. 83-ФЗ ознаменовало новый этап реформы. Основным значимым для социальной сферы изменением стало введение новой типологии для всех учреждений, финансируемых из бюджетов – все учреждения разделялись на автономные, бюджетные и казённые. Для каждого типа учреждения определена своя  степени «свободы» от учредителя  – государства или муниципального образования: в полной зависимости от учредителя находятся казенные, максимально независимы автономные учреждения. Тип учреждения выбирался учредителем и определялся с позиций экономической эффективности,  самостоятельности учреждения, возможности получения  внебюджетных  доходов. Следует отметить, что этот процесс прошёл в разных субъектах РФ по-разному, в итоге количественное соотношение типов учреждений различно.

С целью регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг в рамках выполнения государственного (муниципального) задания в июне 2010 г. принимается 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Законом определены требования к предоставлению государственных (муниципальных) услуг, административным регламентам предоставления услуг, а также предоставление государственных (муниципальных) услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Ключевой целью принятия закона является повышение качества предоставляемых услуг, увеличение возможностей получения государственных (муниципальных) услуг населением.

Последнее нововведение, которое следует отметить, является переход всех уровней управления на формирование программного бюджета, что предполагает применение программно-целевой модели работы федеральных, региональных и муниципальных органов власти. В основе такой модели лежат долгосрочные целевые программы, позволяющие органам управления всех уровней ориентироваться в своей деятельности на стратегические цели и развитие. Переход на программный бюджет предполагает формирование расходов с ориентацией на результат. Другими словами средства из бюджетов разных уровней будут предоставляться непосредственно под конкретные разработанные программы, а эффективность их реализации проверяться каждый год.

В таких условиях перед учреждениями социальной сферы стоит вполне понятная задача – обеспечить своё существование за счёт разработки и реализации в рамках своих сегментов подпрограмм решения остро стоящих социальных проблем и социального развития.

Библиографический список

1.  Федеральный закон от 22 августа 2004 № 122-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Гарант» (далее – СПС «Гарант»).

2.  Федеральный закон от 03 ноября 2006 № 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об автономных учреждениях» // СПС «Гарант».

3.  Федеральный закон от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СПС «Гарант».

4.  Федеральный закон от 27 июля 2010 № 210-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «Гарант».

Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 280 KБ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Объявления