Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

Динамика региональной системы социальной защиты населения

Е.М. Кузнецова

Омский государственный технический университет, г. Омск

Реформационные изменения, затронувшие систему социальной защиты населения Российской Федерации в 2004 году, обусловили развитие региональных систем социальной защиты населения. До 2004 года в субъектах Федерации функционировали сети стационарных и нестационарных  учреждений социального обслуживания населения различных форм собственности и специализации, региональные отделения внебюджетных фондов, осуществлялась организация предоставления социальных услуг населению в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан (назначение и выплата пенсий, пособий, компенсаций, предоставление социальной помощи и поддержки) и др. Со вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ [1] (далее – 122-ФЗ), получившего название «закон о монетизации льгот», произошло перераспределение полномочий между Федеральным центром и регионами в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.

В основном реформационные изменения коснулись следующих направлений: формирование региональной нормативно-правовой базы по вопросам социальной защиты населения, определение перечня региональных льготников, изменение статуса учреждений социального обслуживания населения, организация предоставления социальных услуг населению в сфере социальной защиты и др. За прошедший период изменения по указанным направлениям произошли не единожды.

Так, с 2004 года в Омской области начинается процесс формирования региональной нормативно-правовой базы по вопросам социальной защиты населения. В конце года принято три основных закона: «О социальном обслуживании населения на территории Омской области», «О социальной поддержке в Омской области отдельных категорий граждан», «О государственной социальной помощи в Омской области», в 2006 – Закон Омской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Омской области». Эти документы составили правовую основу системы социальной защиты населения в регионе, в них были определены основные направления деятельности по социальной защите населения, перечень мер социальной защиты, категории граждан, имеющих право на получение этих мер и т.п. Кроме того, принят комплекс подзаконных правовых актов, определяющих условия и порядок предоставления мер социальной защиты гражданам. Однако, в 2008 году вышеперечисленные законы утратили силу в связи с принятием Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» [2].

Согласно преамбуле закон принят в целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории Омской области, в сфере социальной защиты населения, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества. Закон содержит основные положения и нормы, касающиеся осуществления социальной защиты населения в Омском регионе, необходимую информацию о формах, видах, мерах социальной защиты отдельных категорий граждан, перечень этих категорий. Принятие закона позволило потенциальным получателям мер социальной защиты посредством одного документа получить достаточно полную информацию о мерах социальной защиты отдельных категорий граждан на территории Омской области.

Положительная динамика наблюдается и в отношении численности региональных льготников. Так, с начала реформы в этот перечень входило четыре категории граждан [3], сегодня на получение мер социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной денежной выплаты, денежной выплаты к пенсии или материального обеспечения имеют право порядка двух десятков категорий граждан. К сожалению, возможности регионального бюджета не позволяют регулярно расширять перечень получателей денежных выплат и увеличивать ее размер, на сегодняшний день для разных категорий она составляет от 270 до 500 рублей, для отдельных категорий размер значительно выше.

Не менее существенные изменения произошли в системе социального облуживания населения. Со вступлением в силу 122-ФЗ утратил силу пункт 2 статьи 4 «Системы социальных служб» Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В соответствии с внесенными изменениями муниципальная система социальных служб была ликвидирована, все муниципальные учреждения социального обслуживания населения были переданы в собственность региона и получили статус государственных учреждений. Закрепление полномочий по организации социального обслуживания населения за субъектами Федерации позволило в Омской области расширить сеть учреждений социального обслуживания и несколько улучшить их материально-техническое оснащение. Однако, в декабре 2008 года начинается новый процесс – перевод государственных учреждений социального обслуживания в статус бюджетных учреждений. Однозначно оценить произошедшее изменение пока сложно. Однако, недавно высказанная руководителем Федерального казначейства РФ Р. Артюхиным инициатива о разделении бюджетных учреждений на казенные и те, которые будут субсидироваться из бюджета [4], заставляет задуматься о преимуществах и недостатках нового статуса.

Еще одно направление реформирования было определено с началом проведения в России административной реформы, одной из целей которой являлось повышение степени доступности населения к получению государственных услуг – организация предоставления социальных услуг населению в сфере социальной защиты. Со второй половины 2006 года в регионе начата работа по разработке, принятию и применению административных регламентов предоставления государственных услуг населению. Безусловным преимуществом административного регламента как документа является то, что он содержит информацию, необходимую и достаточную как для получения социальной услуги потребителем, так и для ее предоставления должностными лицами органа исполнительной власти. Применение административных регламентов кроме прочего направлено и на снижение степени коррупциогенности чиновников. На сегодняшний день утверждено около пятидесяти административных регламентов предоставления государственных услуг населению в сфере социальной защиты.

Кроме разработки административных регламентов, в целях совершенствования организации предоставления социальных услуг населению в 2006 году на базе нескольких территориальных органов социальной защиты населения была апробирована новая форма организации работы с населением – «клиентская служба» [5]. Такая форма имела ряд преимуществ, в том числе применение принципа «одного окна» при предоставлении услуг и информационное сопровождение деятельности специалистов на всех этапах работы с гражданами. В конце 2007 года «клиентские службы» получили новый статус – Многофункциональный центр, что, по сути, не изменило ни формы, ни содержания работы учреждений.

С момента начала реформирования системы социальной защиты населения прошло пять лет, говорить о завершении преобразований пока рано, тем более, что поиск оптимальных форм и методов работы ведется до сих пор. В такой ситуации важно предвидеть результаты производимых изменений, что, безусловно, позволит экономить дефицитные ресурсы.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Справочно-правовая система «Гарант» (далее – СПС «Гарант»).

2. Закон Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» / СПС «Гарант».

3. Закон Омской области от 20 декабря 2004 года № 585-03 «О социальной поддержке в Омской области отдельных категорий граждан» (утратил силу) / СПС «Гарант».

4. Казначейство предлагает разделить бюджетные учреждения на казенные и получающие субсидии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru

5. Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2006 г.: информационно-аналитический бюллетень. – Вып 5. – Омск, 2007 // www.omskmintrud.ru

Опубликовано: Кузнецова Е.М. Динамика региональной системы социальной защиты населения / Динамика систем, механизмов и машин: Материалы VII Междунар. науч.-техн. конф. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – Кн. 4. – С. 211-214. – ISBN 978-5-8149-0767-7

Электронная версия статьи: [Скачать, PDF, 647 KБ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Объявления