Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

Региональные приоритеты открытого образования

Фонд региональной стратегии развития

Калужский М.Л.

Без сомнения, открытое образование во всех его формах является прогрессивной составляющей технологического развития любого общества. В той или иной форме оно существует уже не один десяток лет. Различие состоит лишь в используемых технологиях.

Сначала носителем информации были учебные слайды, кино- и диафильмы. Затем им на смену пришли учебные телепередачи и видеокассеты. Параллельно развивалось то, что сейчас называют «кейс-технологией», когда учащиеся получали набор учебных материалов в виде учебников, методичек и пр. для самостоятельного изучения. Сегодня делаются попытки осуществлять учебный процесс дистанционно через сеть «Internet».

Так что Америку здесь никто не открывает. Другое дело – разобраться с объективными потребностями и интересами участников образовательного процесса, и затем попытаться определить насущные приоритеты внедрения системы открытого образования.

Попробуем для начала выделить основные движущие силы (потребности) этого процесса:

1.  Государство – ставит своей целью обеспечение конституционного права граждан на образование. Попутно решается задача обеспечения эффективности народного образования. Тут все вроде бы ясно и понятно – на первом месте государственные интересы…

2.  Министерство образования РФ – заинтересовано в благополучном функционировании системы образования, а также в реализации государственных функций.[1] На первом месте здесь стоят ведомственные интересы и это тоже нормально…

3.  Головные организации ОО – представляют собой третью стадию эволюции социального управления. Тут речь следует вести об узкокорпоративных интересах по «вытягиванию» средств из федерального бюджета и из регионов. Это тоже нормально, поскольку формирование любых социальных систем неизбежно влечет за собой возникновение обособленных потребностей, облеченных в форму социальных новаций.[2]

4.  Региональные учебные заведения – практически полностью зависят от разрешительной системы Министерства образования, внешнего финансирования и органов государственной власти. Их интерес по большей части пассивен: лишь бы не трогали…

5.  Региональные органы власти – реально мало заинтересованы во внедрении систем Открытого Образования. Причины банальны: в региональных бюджетах на это нет средств и вообще образование – прерогатива федерального центра.[3] Здесь также ожидать особых подвижек не следует…

6.  Абитуриенты – потенциально заинтересованы в знаниях, навыках и, главное, в престижном документе об образовании. Они четко знают, что им нужно, но имеют смутное представление о том, как достичь искомого…

7.  Работодатели – ищут профессиональных сотрудников, разбирающихся в порученном деле, умеющих самостоятельно мыслить и творчески решать поставленные задачи. Интерес работодателей тоже ясен и прост: им нужны специалисты своего дела…

Остановимся на особенностях двух ключевых направлений развития Открытого Образования в России и в мире.

Направление 1 (главное). Дистанционное образование на основе Internet-технологий.

Для его реализации требуется соблюдение следующих условий:[4]

1.  сетевое взаимодействие между центрами образования со скоростью обмена данными в пределах 128-2048 Кбит/сек;

2.  унифицированный программный учебный комплекс, обеспечивающий охрану авторских прав, многоуровневый доступ к информационным ресурсам, обработку первичных данных и т.д.

3.  наличие весьма сложной в технологическом отношении инфраструктуры (тьюторы, корпоративные сети и т.д.)

Пока этот вид образования существует скорее на бумаге, чем в реальной жизни. Однако есть более 16 млрд. руб., выделяемых только из федерального бюджета на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)».[5] Это очень большие деньги для нищенствующего российского образования и работа в указанном направлении уже идет полным ходом.

Преимущества дистанционного образования неоспоримы для участников системы образования, но для потребителей ее услуг (абитуриентов и работодателей) они пока еще весьма и весьма зыбкие. Просто перечислим возможности, открывающиеся с официальным введением дистанционного образования:

Министерство образования РФ – повысится количество обучающихся и качество учебных программ с одновременным снижением бюджетных затрат на содержание системы образования.

Головные организации ОО – появится возможность получать федеральное финансирование. Плюс – доходы от лицензирования учебных программ, учебных заведений, участие в доходах компьютерных фирм, разрабатывающих и распространяющих программные продукты и т.д.[6]

Региональные учебные заведения – на первом этапе получат федеральное финансирование, но затем оно может обернуться утратой самостоятельности.[7] Зато, какой простор откроется с введением дистанционного образования для «торговли дипломами». Через некоторое время можно будет купить ответы сразу на все вопросы всех экзаменов…[8]

Есть и другие негативные стороны дистанционного образования.

Одна из них связана с тем, что Internet доступен далеко не всем слоям населения и даже упомянутая выше правительственная программа ставит целью довести компьютеризацию школ к 2005 г. до уровня 1 компьютер на 80 чел.[9]

Другая негативная сторона связана непосредственно с самим процессом обучения. Основу обучения составят тесты, экзаменатором станет компьютерная программа, а преподавателей заменят лицензированные тьюторы. В результате мы можем прийти к тому, что учащиеся станут изучать Internet-технологии, но никак не учебные дисциплины.

Третья проблема заключена в том, что гуманитарные дисциплины вообще трудно поддаются схематизации. Тут важно не зазубривание учебника, а самостоятельная работа учащихся с первоисточниками, их способность к непредвзятому анализу окружающего мира.

К счастью, программа открытого образования в таком виде на практике не реализуема. Пока это всего лишь масштабная акция по перераспределению бюджетных потоков.

Направление 2 (традиционное). Кейс-технология.

Не стоит пугаться иноязычного названия. Эта технология образования существует столько же, сколько существует само образование. Она подразумевает создание в отдельно взятом учебном заведении комплекта учебно-практических пособий, закрывающих учебные специальности с 1 по 5 курс на модельной основе.

Иначе говоря, в «одном флаконе» оказываются методические указания, учебные пособия, экзаменационные билеты, темы рефератов и т.д., вплоть до первоисточников. Раньше такие комплекты состояли из печатных учебников, методичек, видео и аудиокассет. Сейчас все их содержание можно уместить на одном лазерном диске себестоимостью в 50 руб.

Эта технология обучения активно развивается де-факто. Однако и де-юре тут все в порядке, поскольку законодательство Российской Федерации не ставит никаких ограничений по ее использованию.[10] Учебный процесс может осуществляться как в заочной форме, так и в форме экстерната.[11] Различие между ними заключается в том, что:

-  заочная форма подразумевает установочные лекции, еженедельные консультации преподавателей и очный экзамен;

-  экстернат подразумевает только очный экзамен.

При этом в обоих случаях учащийся получает максимально полный комплект учебных материалов и имеет возможность обратиться к профильным преподавателям вуза за консультацией. В Омске такой экстернат действует на базе Всероссийского заочного финансово-экономического института.

Учебный процесс построен следующим образом.

Центр дистанционного образования ВЗФЭИ обучает студентов по специальностям «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Стоимость обучения – 8000 руб. в год. Нет сессий, нет регулярных лекционных занятий и семинаров. Студентам выдается набор (кейс), который содержит полный комплект учебной и учебно-методической литературы, аудиокассеты с записью лекций, а также компьютерные обучающие программы по изучающим дисциплинам каждого курса. При этом учащиеся свободны в выборе времени и последовательности изучаемых дисциплин.

Единственной причиной, по которой приоритет на государственном уровне отдан сегодня дистанционному Internet-образованию, является то, что кейс-технология объективно востребована лишь на региональном уровне и уровне учебных заведений. Для федеральных или околофедеральных структур она не сулит никаких выгод. Однако если принимать во внимание образовательную ценность обоих подходов, то следует признать, что дистанционное образование не выдерживает никакой критики.

Попробуем разобрать этот тезис на примере гипотетического омского вуза. Ранее уже говорилось о том, что современные компьютерные технологии позволяют снизить затраты на обучение до минимального размера. Причем и для вуза и для студента.

В 2001 году на базе гуманитарного факультета ОмГТУ была разработана и подготовлена CD-ROM технология обучения на основе ЭУМК (электронных учебно-методических комплексов). Она позволяет резко увеличить эффективность образовательного процесса не после 2005 г. в результате грандиозных капиталовложений, а уже через полгода после внедрения.

Как это выглядит на практике.

1. Была сформирована полнотекстовая электронная библиотека, включающая в себя около 5000 текстов гуманитарной направленности, электронных версий учебников (в т.ч. под грифом Минобразования РФ), методических пособий и т.д. Для управления базой данных использовалась специализированная версия авторской компьютерной программы “Book Seer 3.04”.

2. На базе другой авторской программы “Cyber Book 2.0” производилась модульная сборка ЭУМК по специальностям (например, специальность «Связи с общественностью. 1 год обучения»).

Полный комплект ЭУМК можно было изготовить уже через неделю после комплектования учебных материалов. На нем могли располагаться не только текстовые материалы, но и аудио, видеозаписи, те же тесты и многое другое.

Преподаватель по дисциплине представлял электронную версию учебных материалов по дисциплине (хрестоматия, лекции, методические указания, тесты и пр.). Если он не имел в наличии отдельных позиций, то ему предлагалось выбрать материалы из имеющихся в электронной базе данных. В дальнейшем он имел возможность заменить выбранный текст или приложение на авторские.

Изготовлялись ЭУМК заводским способом с указанием на поверхности CD-ROMа реквизитов вуза и рекламной информации по желанию заказчика. Планировалось, что лазерные диски будут выдаваться учащимся по библиотечной схеме на время обучения бесплатно, т.к. их стоимость будет входить в стоимость обучения.

Такая схема обучения могла быть развернута на базе любого омского вуза и безболезненно внедрена в течение 1 года. В результате решались следующие задачи:

-  вуз мог безболезненно увеличить количество учащихся в 3-5-7 раз;

-  резко снижалась учебная нагрузка на преподавателей, у них появлялось больше времени для научной работы;

-  резко снижалась себестоимость образования и возрастали доходы вуза;

-  в случае неизбежного снижения стоимости обучения повышалась доступность платного образования для малообеспеченных слоев населения;

-  и вуз и учащиеся экономили значительные средства на книгах, поскольку электронные версии предоставлялись и распространялись бесплатно и т.д. и т.п.

У нас наблюдается вопиющая правовая неграмотность в преподавательской среде. По непонятной причине преподаватели не знают о том, что на учебные пособия не распространяется законодательство об авторском праве. Это не научные труды, это учебный материал. Он для другого предназначен. Если есть ссылка на автора, если не использовалась авторское программное обеспечение для создания электронной версии, то ничего не препятствует размножения и использованию таких материалов в учебном процессе.

В описанном случае для распространения новой технологии образования были предусмотрены установочные лекции, компьютерные классы свободного доступа и традиционная экзаменационная форма контроля. В случае если учащиеся проживали в Омске – два раза в неделю организовывались консультации преподавателей. Если же учащиеся проживали за пределами г.Омска, то консультации осуществлялись по электронной почте или по факс-модемной связи. Сеть Internet практически не задействовалась. Тьюторы здесь тоже существовали, но назывались они более традиционно – лаборантами.

Для чего так подробно была приведена описанная схема? Однозначно не для саморекламы. В настоящее время данный проект свернут, и возвращаться к нему никто не планирует.

Хотелось наглядно показать, чем отличается красивая форма в виде дистанционного Internet-образования (где целью является федеральное финансирование) от рациональной организации учебного процесса на основе тех же компьютерных технологий (где выигрывают лишь непосредственные ее участники).

Выбор, как говориться, за заинтересованными лицами…

Опубликовано: Калужский М.Л. Региональные приоритеты открытого образования / Федеральные и региональные про­блемы образования и пути их решения в системах открытого образования: Мате­риалы региональн. научно-практич. конференции. – Омск: Аркор, 2002. – С. 88-93. – ISBN 5-89115030-1.


[1] Главный ориентир – решения высших органов государственной власти РФ.

[2] Не самым худшим в подобной ситуации является вопрос римского права: «Кому это выгодно?».

[3] Согласно постановлению Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630 "О Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» около половины средств на ее реализацию должны изыскать сами субъекты РФ.

[4] См. Концепцию создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ.

[5] всего «цена программы» составляет на 2002-2002 гг. – 56 млрд. руб.

[6] Головные московские вузы получат широкие возможности для внедрения образовательного франчайзинга.

[7] Также обещано содействие в охране авторских прав.

[8] Уже сейчас до 30-40% курсовых работ студенты вузов берут из сети «Internet». Это целая индустрия.

[9] Неизвестно еще, что это будет за компьютер. Каждые 2 года меняется поколение компьютерной техники и то, что 5-7 лет назад было признаком прогресса, сегодня не годится даже для детского сада (напр., модели до 386 включительно).

[10] См. ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

[11] См. приказ Минобразования РФ от 14.10.1997 г. № 2033 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации».

Объявления