Бизнес-портал для руководителей, менеджеров, маркетологов, экономистов и финансистов

Поиск на AUP.Ru


Объявления

Управление конкурентоспособностью агропромышленного предприятия

Мансуров Р.Е.,

заместитель директора научно-исследовательского института,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры маркетинга и экономики ИЭУП

Аннотация: В данной работе представлены результаты исследований существующих подходов к управлению конкурентоспособностью предприятий. Предложен авторский к управлению конкурентоспособностью отечественных агропромышленных предприятий.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, управление, экономическая эффективность, агропромышленный комплекс.

Мировой финансовый кризис коренным образом отразился на всех сферах функционирования АПК страны, вызвав в них развитие и усугубление ряда негативных процессов. Среди наиболее весомых из них резкое падение объемов производства продукции сельского хозяйства и агропромышленности, усугубление итак крайне тяжелого финансового положения ряда предприятий выразившегося в неплатежах, неоптимальной структуре расчетов, распространение всевозможных бартерных схем, постоянный рост задолженности перед бюджетом и т.д.

В сложившейся ситуации актуальным для обеспечения выхода из кризисного состояния, а также достижения поступательного инновационного развития отечественного АПК, является поиск путей и механизмов, которые, с одной стороны, поставили бы на службу этому развитию имеющуюся производственную базу, а с другой, позволили бы нейтрализовать негативное влияние внутренней и внешней среды.

В антикризисной программе Правительства РФ в числе основных предусматриваются следующие системные меры поддержки сельского хозяйства и агропромышленного производства:

-  обеспечение доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли,

-  защита внутренних рынков,

-  стимулирование производства и экспорта отечественной сельскохозяйственной продукции,

-  стимулирование инвестиционной активности в отрасли [1].

К сожалению, в данных мероприятиях не рассматривается такое важное направление, как создание условий для повышения эффективности управления конкурентоспособностью отечественных агропромышленных предприятий. Между тем данный вопрос является в настоящее время наиболее актуальным.

Кроме того, проведенный анализ литературных источников показал, что в настоящее время отсутствует единое понимание у ученых и практических специалистов подходов к управлению конкурентоспособностью предприятия. Нет единых, действенных, практических механизмов управления конкурентоспособностью. В тоже время разработка таких механизмов является весьма актуальной и своевременной для всех хозяйствующих субъектов. Особую актуальность этот вопрос приобретает применительно к предприятиям агропромышленного комплекса, который призван обеспечивать продовольственную безопасность страны, однако в настоящее время пребывает в критическом состоянии.

Переходя к анализу существующих подходов к формированию механизма управления конкурентоспособность предприятия нельзя не отметить подход, предлагаемый Белоусовым А.В. [2] (см.рис.1.1)

Рис. 1.1. Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия, предложенный Белоусовым А.В. [2]

Рассматривая данный подход, хочется отметить, что данная схема по своей логической структуре не является механизмом управления, а скорее характеризует те направления деятельности компании, которые необходимо развивать, усиливать в целях повышения конкурентоспособности. В целом предлагаемая система достаточно комплексно и всесторонне раскрывает суть процесса управления конкурентоспособностью компании. Особенно следует отметить, что автор выделяет в разделе «Совершенствование систем управления кадрами и трудовой мотивацией» такие функции как: создание условий для творческого труда, внедрение не традиционных методов стимулирования труда. Однако, к сожалению остались без внимания такие составляющие как: корпоративная культура, создание «корпоративной памяти компании» и т.д.

Фатхутдинов Р.А. [3] предлагает следующий подход к построению системы управления организацией, ориентированной на конкурентоспособность (см.рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура системы управления организацией, ориентированной на конкурентоспособность, по Фатхутдинову Р.А.[3]

При этом принимается, системный подход к управлению предприятием, который подразумевает, что она должна состоять из внешнего окружения (за «черным ящиком») и внутренней структуры (внутри «черного ящика»).

Рис. 1.3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью по Войцеховской И.А. [4]

Данная модель, безусловно, интересна с точки зрения понимая самой сущности процесса управления, однако, к сожалению, для практического применения с точки зрения автором она мало применима в виду отсутствия конкретных показателей контроля эффективности системы, а также практического механизма построения системы.

С этих позиций более актуальным является подход предложенный Войцеховской И.А. [4], который является развитием модели, предложенной Фатхутдиновым Р.А. в [3] (см.рис. 1.3).

 В качестве положительной стороны предложенного механизма стоит отметить тот факт, что механизм управления конкурентоспособностью базируется на миссии организации, ее стратегии. Также в данной системе нашла отражение мысль о значимости влияния на конкурентоспособность человеческого капитала. Однако, по мнению автора процесс совершенствования организационной культуры является частью процесса формирования человеческого капитала, а в предлагаемой модели они рассматриваются как равнозначные.

Также автор данного механизма не стал развивать дальше идею человеческого капитала до более общей идеи интеллектуального капитала компании, частью которого перечисленные составляющие являются.

Другой подход к формированию организационно-экономической модели управления конкурентоспособностью промышленного предприятия изложен в [5] (см. рис.1.4).

Рис. 1.4. Организационно-экономическая модель управления конкурентоспособностью предприятия (Белоусов В.В.) [5]

Данный подход интерес с позиций представления процесса управления конкурентоспособностью в виде цепочки, начинающейся формированием конкурентного потенциала и заканчивающейся системой мониторинга обратной связи. Единственное, что на наш взгляд спорно – это то, что формирование стратегии в этой цепочки находится не на первом месте. С наших позиций стратегия должна определять все остальные мероприятия.

Такого же недостатка не лишен и подход, предлагаемый Панферовым Н.А. [6], но уже применительно к процессу управления гостиницей. Опустим несущественные для нас отраслевые особенности и рассмотрим основной принципы предлагаемого подхода (см. рис. 1.5)

Рис. 1.5. Методика проведения организационно-технологического процесса управления конкурентоспособностью гостиницы, предложенная Панферовым Н.А. [6]

Кроме того, к сожалению, автор не конкретизирует механизмы реализации этапов данного процесса.

Аналогично не нашло отражение стратегическое планирование и конкретизация инструментов (критериев) реализации предлагаемых этапов в модели управления потенциалом конкурентоспособности предприятия, предложенной Самсоновой А.А. [7] (см.рис. 1.6)

Рис 1.6. Модель управления потенциалом конкурентоспособности предприятия, предложенная Самсоновой А.А. [7].

Кроме того, не совсем понятно, что автор понимает под этапом «определением альтернативных путей развития потенциала конкурентоспособности», который следует за уже конкретной постановкой целей развития каждого компонента потенциала.

Определенный интерес с точки зрения рассмотрения одной из составных частей процесса управления конкурентоспособностью предприятия, представляет также механизм управления конкурентоспособность продукции, предложенный Малхасьян Л.С. [8] (см. рис. 1.7).

Рис. 1.7. Управление конкурентоспособностью продукции, как процесс (Малхасьян Л.С. [8])

В данном подходе к сожалению не нашли отражения современные идеи влияния на конкурентоспособность продукции интеллектуальной составляющей предприятия. Также не понятно, почему автор данного подхода начинает процесс управления конкурентоспособностью продукции с анализа ситуации, а уже потом переходит к целеполаганию и разработке стратегии. С нашей точки зрения, данные этапы определяют суть всего последующего. Так без цели и стратегии не будет понятно, по каким критериям проводить комплексный анализ сложившейся ситуации.

Таким образом, на основе проведенного анализа, а также цепочки ценности Портера М. [9] предлагается следующий подход к формированию механизма управления конкурентоспособностью агропромышленного предприятия, направленный на инновационный прорыв за счет развития интеллектуального капитала (см. рис. 1.8).

Рис. 1.8. Предлагаемый механизм управления конкурентоспособностью агропромышленного предприятия

Таким образом, предлагаемый механизм управления конкурентоспособностью предприятия, сформированный на основе цепочки ценности, предложенной Портером М. позволяет:

1.  Получить комплексное представление об экономической сущности процесса управления конкурентоспособностью.

2.  Учесть существенное влияние интеллектуального капитала компании, который в данном случае рассматривается как один из основных факторов производства. Наравне с физическим (производственным) капиталом, финансовым и природным капиталом.

3.  На основе конкретных, приведенных критериев провести оценку конкурентоспособности агропромышленного предприятия.

4.  Дает возможность на основе обозначенных принципов сформировать конкурентные, практические модели управления конкурентоспособностью на агропромышленном предприятии.

Список литературы:

1.  Доклад на расширенном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства РФ 30 марта 2009 г. «Об итогах работы агропромышленного и лесохозяйственного комплекса в 2008 году, задачах по его дальнейшему развитию с учетом реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» -  http://www.mcx.ru/news/news/show/3296.195.htm - Сайт Министерства сельского хозяйства РФ.

2.  Белоусов А.В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М.:, 2007г.

3.  Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Маркетинг. 2002г.

4.  Войцеховская И.А. Системный подход в управлении конкурентоспособностью организации // Вестник филиала Российского Государственного Социального университета (г.Красноярск) №5, 2006г.

5.  Белоусов В.В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Ижевск, 2008г.

6.  Панферов Н.А. Управление конкурентоспособностью российских организаций индустрии гостеприимства в современных условиях хозяйствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М.: 2009г.

7.  Самсонова А.А. Развитие управления потенциалом конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере производства светопрозрачной продукции). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Саратов, 2008г.

8.  Малхасьян Л.С. Управление конкурентоспособностью продукции промышленных предприятий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Краснодар 2007г.

9.  Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина. М.: Межд. отн., 1993.

Объявления